четверг, 1 декабря 2011 г.

Высоцкий. Спасибо, что живой

Сегодня была премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Специально так выстроил свой график работы, чтобы иметь возможность днем без ажиотажа посмотреть этот фильм.

Фильм невероятный. Смотреть надо. При этом фильм очень тяжелый. Он будет очень интересен людям, заставшим ту эпоху. Тем, кто был в расцвете жизненных и интеллектуальных сил в 70-е - 80-е года. Тем, кто пытался думать в период, когда на все вопросы были «готовы ответы». И смысл жизни был очевиден «для каждого советского человека».

Фильм будет не интересен для людей, пристегнутых смартфонами к Twitter и Facebook. Очевидно, именно для этого типа людей была проведена такая рекламная компания по телевидению. Ведь фильм должен принести прибыль.

А чтобы получить кайф от этого фильма, нужно мыслить, а не только думать. Перевожу на русский: «думать» – это пользоваться шаблонным набором мыслительных программ; «мыслить» – пытаться понять суть вещей, сомневаться, открывать, познавать. 
Сюжет фильма пересказывать не буду. Смысл? Посмотрите сами.

Но фильм снят достаточно откровенно. Можно сказать, интимно. То есть, показывает серьезные проблемы выдающегося человека. При этом уважение к нему не уменьшается.
В свое время я практиковал такую интересную штуку: брал какую-то известную личность, оставившую след в истории и подробнейшим образом изучал жизнь этой личности. Жизненные победы и поражения. Мотивы поступков. Жизненные ценности человека, который оказал влияние на большое количество людей. 
Пытался понять, какие личные проблемы становились источником сильных поступков. Какие нерешенные задачи заставляли публичных людей «прятаться от себя». В духовных практиках, политических баталиях, творческих поисках. Для меня это было хорошее упражнение, чтобы научиться понимать людей. Не судить людей. Уйти от шаблонного восприятия человека по типу «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». 
Часто изучение истории жизни какой-то из личности заканчивалось «сильным поступком» в моей жизни. Например, раскрыв для себя историю человека, который отправился из Индии в Америку для того, чтобы реализовать цель своей жизни, как он это понимал, не имея ни средств, ни возможностей, ни здоровья. И единственным богатством которого был преклонный возраст, я ввязался в строительство и развитие медицинского центра совершенно ничего не понимая в организации этой деятельности, способах ее развития и в конце концов, добился для себя достойных результатов.

Одним из таких людей, жизнь которого я пытался подробно изучить и понять, был Владимир Семенович Высоцкий. Поэтому, я с нетерпением ждал этого фильма. Ведь в создании фильма принимал участие его сын. Мнимые и истинные друзья.


Выкладывать свой анализ жизни Высоцкого нет смысла, ведь это мое понимание. Но некоторыми тезисами поделиться хочется.

Например, задайте себе вопрос: «А если бы Высоцкий был жив и сейчас, нужен ли бы он был этой эпохе? Был бы ли он востребован?» Вряд ли. В эпоху Камеди Клаба и Гришковца, «духовной индустрии» готовых истин, над которыми не нужно мыслить. А нужно просто исполнять. Вряд ли его творчество было бы так востребовано.

Его стихи и песни в ту эпоху можно было сравнить с глотком свежего воздуха в очень душной комнате. Представляете, человек слушает его песню и говорит: «Да, я тоже так думаю! Я тоже с этим согласен. У меня просто нет сил заявить об этом. У меня жена, дети, которых нужно кормить и о которых нужно заботиться. Но я тоже во многом думаю так же».

Вот чем был Высоцкий в ту эпоху. Он был глотком свежего воздуха, он был лучом света. При этом он был разрушителем. Он разрушал всех и все. Женщин, которые были рядом с ним, отношения, догмы, свое здоровье и свою жизнь. Его творчество было разрушительным. 
Например, его самая известная театральная роль Гамлета. Это не размышляющий Гамлет, а протестующий. Гамлет с «душевным надрывом». Ходили не на Гамлета, а на Высоцкого. Этот мир всегда стремится к равновесию. В этом элегантная красота этого мира. Любой тоталитарный режим порождает свободных личностей, которые могут ему противостоять.

Высоцкий был такой личностью. Представьте: громаднейшая тоталитарная машина, для которой любой человек – это маленький бесправный винтик. Огромное государство, правоохранительные органы, армия, политическая система. И эта громадная махина не может ничего сделать с одним человеком. Просто не может себе этого позволить: ни посадить в тюрьму, ни поместить в психушку. Ничего не могут сделать. Боятся резонанса, который может разрушить всю систему изнутри. Представляете, какого масштаба личность может быть. Какого пика должен достичь талант человека, какого уровня реализация этого таланта. И какая простота в песнях, стихах, ролях. Талант Высоцкого не мог быть созидательным по определению. То время требовало разрушителя. Созидатели просто не выживали.

Я считаю, что в чем-то Высоцкий стал заложником того времени. Он оказался на передовой. Он стал символом коллективного сознания людей, которые не хотели жить по правилам «маленького винтика». Он стал их заложником. И чем сильнее на Высоцкого давила система, тем ярче и масштабнее он горел. Тем богаче и многослойнее проявлялся его талант как поэта. Его стремление сражаться за свободу как личности. Не за политическую свободу, а за свободу выражать себя как личность, быть другим. 
И, конечно же, при этом он разрушал себя. Чем более масштабными личностями мы становимся, тем более обнажаются наши личные проблемы. Тем сильнее и разрушительнее они. А если ты еще символ коллективного сознании, выразитель мыслей огромного количества людей, тем сложнее тебе удержать внутреннее равновесие. Твои нервы похожи на оголенные струны. Любое ограничение отзывается внутренней болью и желанием «выйти за красные флажки», показать свое несогласие. Конечно же, сил одного маленького человека просто не должно было хватить. Отсюда алкоголь, наркотики.

Но в то время для счастья других людей он сделал гораздо больше, чем любой святой и праведник. Я читаю, что для того времени он был апостолом. И какой-нибудь тихий старичок с открытым сердцем и мягкой улыбкой просто был бы закатан в асфальт.

Чтобы вы попытались понять масштаб этой личности, на секундочку представьте: без Интернета, соц.сетей, мобильного телефона, без PR технологий и PR менеджеров, которые бы говорили, какого цвета галстук нужно одеть и какие «слова-якоря» нужно говорить каждые 15 минут,  его знал практически каждый житель Советского Союза любой из республик. Его хорошо знали на Западе.

Для тех, кто мыслит – следующий уровень понимания. Огромная карающая машина КГБ, МВД занималась тем, чтобы о Высоцком узнало как можно меньше людей. То есть, представьте, многие государственные люди ходили на работу, ежемесячно получали зарплату, занимаясь тем, чтобы Высоцкого никто не знал, никто не слышал.

Кто из сегодняшних лидеров может похвастаться таким масштабом, таким звучанием характера? Кстати, еще интересный факт из его биографии: он практически не следил за своим имиджем, то бишь, образом для людей. 
Мне всегда был интересен один вопрос. Если бы в 60-е, когда он начинал свою творческую деятельность и еще не знал, какова роль ему уготована, кто-то бы сказал, что ждет его впереди и дал бы выбор, согласился бы он на него?

Поверьте, в 60-е это был другой Высоцкий. Просто творческая личность, каких много.

Представляете, где-то твой смысл жизни случайно пересекается со смыслом жизни коллективного сознания людей, которые хотят быть свободными. И все. Ты уже себе не принадлежишь. Ты выразитель этого сознания, его проявитель, его видимая часть. Ты уже живешь не своей жизнью.

Я думаю, что как раз оценку Высоцкому должны давать люди со стороны. Мыслящие люди. Те, кто был рядом с ним – они попадали под его влияние. Под влияние сознания, рупором которого он был.

Чем еще интересен этот фильм? Там удивительно правдиво показывают людей, которые жили за его счет, за счет его энергии, его творчества, его популярности. Здесь я имею в виду творческих людей. Тех, кто после смерти личности громче всех кричит, что был его другом. Ох, посмотрите этот фильм с этой точки зрения. 
Удивительно правдиво показано противопоставление Высоцкого системе в лице полковника КГБ. Его человеческие слабости, алкоголь, наркотики, женщины. И его невозможность уже принадлежать себе, остановиться. Он это понимает. И ничего с этим не может поделать. Это очень глубоко показано в фильме. Судьба дает ему возможность как человеку выйти из этого замкнутого круга, а он не может, у него нет сил. Его гонят вперед все нереализованные, все запуганные, все несогласные. Те, для кого он - «глас вопиющего в пустыне». Его фраза: "Я не могу иначе. Я должен писать. Я должен петь. Я так живу". Как приговор самому себе как человеку.

 
А для тех, кто пристегнут смартфонами к Twitter и Facebook. Для тех, кто умеет хорошо думать, но абсолютно разучился мыслить, вместо видео Владимира Высоцкого

13 комментариев:

  1. Александр, вы талантливый и влиятельный человек!Мне очень интересно читать Ваши статьи! Все о чем вы пишите мне близко, мне тоже интересны судьбы талантливых людей, их путь... Спасибо за повод задуматься о своем пути!

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю. Мне дорого Ваше признание. Я думаю каждый из нас талантлив. Интересно, я сегодня размышлял о Вашем пути. Хотел написать о Вас статью. Сравним наши видения, а....:)

    ОтветитьУдалить
  3. Ты прекрасно пишешь, чувствуешь. Столько увиденного, замеченного , прочувствованного.Такое впечатление, что Высоцкий- твоя эпоха. Спасибо за эмоции, они- естественны! А.А.

    ОтветитьУдалить
  4. Только что из кинотеатра. Не удержалась, побежала сегодня же в кино после Вашего поста, Александр Николаевич :).
    Фильм действительно заставляет мыслить. Жизнь Высоцкого заставляет мыслить.
    После просмотра хочется только одного: быть Человеком. Быть Личностью и делать что-то для людей, быть полезным им и прожить свою жизнь достойно. Наполнить смыслом каждый день.
    Лично во мне этот фильм вскрыл вопросы: "Для чего я живу??? Какой смысл в моей жизни??? Что могу дать другим? Чем поделиться?"
    А еще было очень стыдно. Стыдно за то, что в основном живешь по течению. За то, что относишься к жизни как к чему-то обыденному. Относишься к людям как к чему-то обыденному. Что не живешь так, как можешь жить.
    Ничего не хочется говорить. Здесь все слова просто теряют свое значение. Это нужно каждому посмотреть лично. Поверьте, вам будет над чем замыслиться.
    Фильм заставляет думать также о тех, кто с нами рядом. Мы часто воспринимаем их как должное. Бывает, позволяем себе лишнее, либо неуважительное отношение. В то время как они - самые дорогие люди.
    Спасибо, Александр Николаевич, за Ваш свет. Самых обширных Вам масштабов, которые только может охватить Ваша Личность, Ваше звучание, и настоящих Людей на Вашем Пути. Благодарю Вас за пример того, как нужно жить. Ваша жизнь вдохновляет.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за такой глубокий комментарий. Хоть Владимир Высоцкий и не моя эпоха, все же его песни в определенный момент времени в нашей семье привносили смысл и свободу, которой не хватало всем. Его песни давали сногсшибательный заряд сил!СПАСИБО, ЧТО Вы так глубоко написали о нем, как буд-то он - Ваш близкий друг. Захотелось посмотреть фильм и задуматься о жизни.Спасибо

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день, Александр!

    Хочу сказать, что Ваш удивительный пост о Владимире Высоцком очень сильно повлиял на меня. И конечно же это влияние было только положительным. После прочтения Вашего видения личности Высоцкого весь вечер я посвятила тому, что изучала его биографию и творчество. Я так увлеклась, что незаметно досидела до самой ночи! До этого я конечно же знала о Высоцком, но я отношусь к поколению, для которого эта эпоха уже далека, и поэтому мои представления были размытыми и они соответствуют только той информации, которую можно прочитать в различных источниках. Но теперь, читая биографию Высоцкого, я разбиралась в ней уже с помощью той информации, которую Вы изложили в этом посте.

    Все это я пишу для того, чтобы передать Вам пожелание: Ваш интерес к судьбам различных неординарных личностей и умение разбираться в их жизни – это уникальный талант. И этот талант положительным образом влияет на людей. Это очень ценно и это очень важно для людей. Такой информации мы не найдем ни в одном источнике СМИ! Поэтому, пожалуйста, продолжайте выкладывать свои взгляды, видения, свой анализ жизни интересных личностей. Это самым благоприятным образом обогащает людей.

    Кстати, до этого Вы писали о жизни Ольги Остроумовой, и эта информация тоже повлекла за собой изменения в моем видении этой замечательной Личности. Она затронула меня до слез, до самой глубины моего сердца. Я даже выучила песню в исполнении Ольги Остроумовой и теперь периодически напеваю её :)

    Всего Вам самого доброго и светлого, Александр!

    ОтветитьУдалить
  7. Вы правильно написали, что это именно мое мнение. И конечно же оно субъективно. Как и видение любого другого человека.Но радует то, что мои размышления вызывают интерес к самой личности. Желание узнать о ней больше информации. Понять.

    ОтветитьУдалить
  8. Вчера с мужем осмотрели фильм... Такое впечатление что жизнь разделилась на до и после...После фильма весь зал встал и аплодировал я рыдала... рыдала от осознания ЛИЧНОСТИ Высоцкого, его пути, любви и смысла жизни... рыдала от осознания своей мелочности , о маленьких целях жизненных...Я благодарна Владимиру Семеновичу что он сейчас растопил и открыл мое холодное эгоистичное сердце... Господи не забыть бы...

    ОтветитьУдалить
  9. Елена Бородина7 декабря 2011 г. в 08:04

    К сожалению я не видела еще этого фильма но непременно посмотрю А сейчас я не по теме-мне показалось что Вы както странно сказали о Гришковце Он мне нраится Вы смотрели его Сатисфакцию?

    ОтветитьУдалить
  10. Елена-это провокация. Я не знаю, как фамилия Гришковца попала в этот пост. Я забыл, что вы театрал. А ТО б тут-же поменял на.... Меньшикова:)

    ОтветитьУдалить
  11. Елена Бородина7 декабря 2011 г. в 11:45

    Саша я что то не поняла Это кто Вам пишит статьи Цитирую В эпоху камеди клаба и Гришковца а насчет Меньшикова!!! Александр Вы играете с огнем

    ОтветитьУдалить
  12. Я тоже посмотрела этот фильм Тяжелый но сделан с уважением и любовью к этому Великому Человеку

    ОтветитьУдалить